В «Автодоре» обдумывают модели сбора платы за проезд по ЦКАД


Инвестиции >> 16.10.2016
В «Автодоре» обдумывают модели сбора платы за проезд по ЦКАД

Госкомпания планирует запустить новую кольцевую дорогу в эксплуатацию к 2019 году. Тогда же у автомобилистов возникнет необходимость оплачивать проезд по ней, за исключением пятого участка, проходящего по Истринскому, Одинцовскому, Солнечногорскому районам, для которого не везде есть альтернативные пути объезда. Согласно решению правительства, принимать оплату будет единый оператор ЦКАД. Проект создания подобной структуры недавно обсуждался в школе управления «Сколково».

Оплата будет взиматься по технологии «Free flow», не предполагающей наличия отдельных строений и шлагбаумов. При этом каждый автомобиль должен быть оборудован специальным устройством. Для обеспечения эффективной работы системы необходимо ввести ответственность за проезд по ЦКАД без оплаты. По словам представителя «Автодора», пока преждевременно обсуждать конкретные детали.

Инвестиции в оборудование системы управления движением транспортных потоков и сбора платы составят 5,8 млрд рублей. На рассмотрении госкомпании находятся 3 схемы работы: ГЧП, концессионное соглашение, либо долгосрочный контракт с оператором. При заключении концессионного соглашения инвесторы несут наименьший риск, однако это предполагает проведение длительных конкурсных процедур, что может занять до 18 месяцев. Подписание долгосрочного операторского контракта будет проведено по стандартной схеме госзакупки со всеми преимуществами и недостатками такого пути.

Экспертное сообщество высказалось в пользу создания ГЧП. При реализации этой схемы «Автодор» учредит дочернюю структуру – проектную компанию. С ней будет заключено операторское соглашение, а ее доли будут предложены инвесторам. Проектная компания будет уполномочена выбрать генподрядчика для строительства системы и управления ей. По словам участников встречи в «Сколково», размер доли в проектной компании, которую «Автодор» предложит инвесторам, – предмет дальнейших переговоров. Инвестор понесет капитальные затраты при обустройстве системы взимания оплаты. Естественно, он захочет контролировать весь процесс строительства, что означает приватизацию доли в 51% или выше.

Представитель «Автодора» заявил, что итоговый способ реализации проекта пока не определен.

По словам Яны Ивановой, юриста из «Herbert Smith Freehills», в России уже были успешные модели создания ГЧП, в том числе в сфере управления аэропортом. Основным их недостатком явилось пристальное внимание ФАС, вызванное отсутствием предусмотренного регулирования конкурса. Это может вызвать недоверие инвесторов.