Частная медицина растет в кризис


Услуги >> 07.11.2015
Частная медицина растет в кризис

45% коммерческих клиник зафиксировали улучшение показателей деятельности в 2015 году, отмечается в исследовании EY. В качестве основной причины приводится проведение реформы здравоохранения, когда сокращается бюджетная медицина, и пациенты вынуждены обращаться в частные учреждения. Многие участники данного рынка говорят о высоком росте своих показателей – до 30% в год.

Другой причиной этого процесса выступает сокращение программ ДМС, из-за чего пациенты вынуждены самостоятельно оплачивать услуги, не предусмотренные страховым договором. Дополнительным положительным фактором является снижение популярности выездного медицинского туризма из-за девальвации рубля, что приводит к увеличению спроса на услуги частных клиник. Однако стабильным спросом коммерческая медицина пользуется только у обеспеченных граждан, а остальные вынуждены экономить, обращаясь к врачу при крайней необходимости.

Участники рынка отмечают, что самыми популярными в кризис направлениями медицины являются кардиология и психиатрия.

Благодаря реформе здравоохранения частные клиники смогли расширить свою клиентскую базу, получив доступ к системе ОМС. Оказав определенный объем услуг по ОМС, они имели возможность заинтересовать клиентов дополнительными процедурами уже за рамками системы страхования. Однако в этой сфере есть специфические проблемы. В самой системе ОМС из-за экономического спада может возникнуть дефицит средств, что приведет к обострению конфликта между региональными правительствами и частной медициной относительно объема оказываемых услуг. EY в своем обзоре отмечает, что 48% клиник не заинтересованы в участии в системе ОМС, из них 82% осуществляют свою деятельность в Москве и Подмосковье. Отсюда можно сделать вывод о степени влияния политики властей на систему ОМС – за счет установления критериев допуска и возможности регулирования тарифов на медицинские услуги регион может сделать бизнес очень прибыльным или абсолютно неинтересным для частных компаний.

Пример Москвы, где реформа началась позже, чем в других регионах, и проводится ускоренно, показателен. Бюджетная сеть клиник быстро сокращается, а в допуске в систему частных компаний власти видят угрозу. Сейчас участие в программе ОМС означает для клиник тарифы ниже рыночных, увеличение числа проверок и проблемы с получением оплаты за оказанную помощь. В других регионах ситуация противоположная – тарифы установлены на разумном уровне, поэтому все опрошенные учреждения участвуют в системе.

При этом многие частные клиники сталкиваются с демпингом со стороны государственных стационаров. Установленные ими тарифы часто находятся за пределами рентабельности бизнеса, не покрывая расходов, например, на амортизацию оборудования и помещений. Государственные клиники могут себе это позволить, так как у многих из них нет понятия маржинальности, и они не несут расходов по аренде зданий и аппаратуры.

Участники рынка оценивают дальнейшие темпы роста частной медицины на уровне не выше инфляции. Этот процесс сильно зависит от ситуации в конкурентном регионе и специализации клиники. Кроме того, рыночные условия являются непрозрачными из-за того, что государство контролирует тарифы на услуги и объем медицинской помощи. Региональные власти или Минздрав могут внести в систему такие изменения, что вся ситуация поменяется кардинально.