Чем чревата монополизация рынка авиационных перевозок


Услуги >> 25.12.2015
Чем чревата монополизация рынка авиационных перевозок

Стремительная девальвация национальной валюты РФ оказала заметное влияние на деятельность тех авиационных перевозчиков, главной статье расходов которых были валютные лизинговые платежи. К примеру, печально известная компания «Трансаэро» оказалась под угрозой полной остановки полетов именно в декабре прошлого года, сразу после резкого обвала российского рубля. Компании удалось получить кредит во Внешторгбанке в размере 9 млрд рублей под государственные гарантии, однако указанных средств хватило лишь на 9 месяцев.

Уже в августе «Трансаэро» была не в состоянии оплачивать счета поставщиков топлива и аэропортов, поэтому в сентябре она была передана в управление компании «Аэрофлот». Изначально планировалось, что «Аэрофлоту» будет передан пакет акций «Трансаэро» в размере 75%, однако вследствие того факта, что в условиях курсовой разницы долги компании увеличились до 250 млрд российских рублей было принято решение отказаться от спасения авиационного перевозчика.

Вместе с тем не допустить банкротства компании пытался третий по значимости авиационный перевозчик РФ - S7, принадлежащий В. Филеву. Так, 10 октября Филев заключил соглашение о приобретении 51% компании, однако уже 26 октября Росавиация отозвала у «Трансаэро» сертификат эксплуатанта, передав 56 зарубежных рейсов компании «Аэрофлоту».

Подобная транзакция вызвала неодобрения у руководства Федеральной антимонопольной службы. Так, глава антимонопольного ведомства И. Артемьев выступил с острой критикой в отношении данной сделки, поскольку, по его мнению, она привела к монополизации российского рынка авиационных перевозок.

Дело в том, что в настоящий момент «Аэрофлот» вместе со своими дочерними структурами («Россия», «Победа», «Аврора», «Донавиа», Openair) и долей «Трансаэро», контролирует 55,1% российского рынка авиационных перевозок. Вместе с тем руководство «Аэрофлота» несогласно с такой постановкой вопроса, продолжая утверждать, что с учетом иностранных перевозчиков ее доля на рынке составляет лишь 35,2%. По словам представителя компании, с учетом того факта, что полеты «Трансаэро» были остановлены 26 октября говорить о перераспределении долей в настоящий момент преждевременно. Нужно дождаться конца года, и тогда картина станет более-менее ясной, однако уже сейчас очевидно, что на долю «Аэрофлота» приходится гораздо меньше половины российского рынка.

По мнению директора агентства «Авиапорт» О. Пантелеева, уход с рынка «Трансаэро» сыграл на руку именно «Аэрофлоту» и S7. Большинство опрошенных экспертов полагает, что монополизация российского рынка авиационных перевозок одним из его игроков может повлечь за собой рост цен на перелеты уже в следующем году. К примеру, билеты на зарубежный рейсы подорожают где-то на 20%, а на внутрироссийские — как минимум на 10%.