Неоднозначные закупки госкомпаний: у бизнеса остаются вопросы


Тендеры >> 29.12.2015
Неоднозначные закупки госкомпаний: у бизнеса остаются вопросы

В условиях экономического кризиса в качестве одной из мер поддержки малого и среднего бизнеса правительство попыталось облегчить небольшим фирмам доступ к закупкам государственных компаний. Общий объем таких закупок превышает 20 трлн рублей за год, при этом экономия при проведении процедур, по данным Минэкономразвития, составила менее 1%, так как более 90% контрактов подписываются с единственным поставщиком практически без снижения начальной цены. Если бы удалось увеличить конкуренцию в этой сфере и довести процент экономии хотя бы до уровня закупок государственных органов в 7%, то госкомпании сэкономили бы около 1,5 трлн рублей.

С середины 2015 года госкомпании с выручкой, превышающей 10 млрд рублей, обязаны отдавать 18% от годового объема закупок малым и средним предприятиям. С 2016 планка по выручке понизится до 2 млрд рублей.

В 2015 году уровень конкуренции на одну процедуру упал с 1,4 поставщика в прошлом году до 1,3. Пытаясь увеличить соперничество при проведении госкомпаниями закупочных процедур, чиновники решили оставить только 5 видов закупок: открытый конкурс, запрос котировок, аукцион, закупка у единственного поставщика и запрос предложений. Другой мерой станет максимальный перевод процедур в электронный вид и ограничение количества торговых площадок.

По словам Марии Любимовой, руководителя департамента экономических и социальных исследований Magram, в государственных закупках принимают участие 24% компаний малого и среднего бизнеса. Порядка 45% предпринимателей отмечают заинтересованность заказчика в подписании контракта с определенным поставщиком. Многие госкомпании специально составляют условия закупочной процедуры под конкретного участника, отсеивая прочие фирмы.

Еще одним вариантом поддержки бизнеса станут закупки инновационной продукции или услуг – их доля с 2016 года должна составлять не менее 2% от общего объема закупок госкомпаний.

Однако излишняя регламентация может привести к снижению экономического эффекта от принятых мер. Особенно это касается закупок на небольшие суммы, так как при их проведении существенно вырастают трудозатраты.
По словам создателя проекта «Госзатраты» Ивана Бегтина, усложнение закупочных процедур ведет к росту коррупции. Альтернативой наиболее простому и неэффективному пути, по которому идут законодатели, может стать ужесточение аудита, расширение списка обязательной информации, которую обязаны публиковать госкомпании, или приватизация.