Аптечные сети хотят ограничений


Торговля >> 21.07.2016
Аптечные сети хотят ограничений

Исследование KPMG относительно состояния российского аптечного рынка свидетельствует о том, что большинство игроков выступает за введение ограничения числа аптек в стране. Предприниматели считают, что это может способствовать развитию рынка. В 2015 году в России работали более 3400 организаций, контролирующих 37 000 точек продаж. За последние 3 года их число увеличилось на 175%. Многие руководители сетей жалуются, что серьезная конкуренция в регионах присутствия является значительным сдерживающим фактором для развития.

Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина согласна с тем, что в России наблюдается переизбыток аптек, из-за чего снижается рентабельность отдельных торговых точек. Введение искусственного ограничения числа аптек в каждом регионе окажет позитивное влияние на рыночную ситуацию, если дополнительно запретить оказание сетями маркетинговых услуг фармпроизводителям, например, по размещению товаров на полках. Елена Неволина полагает, что такие изменения в законодательстве не повлекут за собой ограничения конкуренции, приводя в пример ведущие европейские страны, где подобная система давно работает.

Надежда Шаравская, замруководителя управления контроля социальной сферы ФАС не считает, что в России существует переизбыток аптек. Фармацевтический рынок – коммерческий, поэтому, если новые игроки выходят на него, значит это целесообразно. Многие аптеки работают только в крупных городах и столицах регионов, поэтому ограничение их числа будет означать сдерживание конкуренции и рост цен. Руководители «Риглы» и «Аптечной сети 36,6» тоже считают рыночную конкуренцию наилучшим регулятором числа игроков. По их мнению, в поддержку ограничения могут выступать только те участники рынка, которые стремятся защитить свой бизнес от более эффективных конкурентов.

Руководитель DSM Сергей Шуляк полагает, что подобные мнения, разделяемые директорами многих аптечных сетей, свидетельствуют о тяжелом кризисе в отрасли, связанном с падением покупательной способности населения и рентабельности продаж. Тем не менее, 90% опрошенных KPMG руководителей аптечных сетей планируют дальнейшее расширение бизнеса.