Аптечный рынок: все выживают по-разному


Торговля >> 12.11.2015
Аптечный рынок: все выживают по-разному

Российская фармацевтическая отрасль с трудом переживает кризис из-за снижения реальных доходов населения и колебаний курсов валют. Особенно тяжелым стал период с февраля по август текущего года, так как аптеки были вынуждены резко поднять цены вслед за поставщиками, которые еще и сократили предоставление отсрочек по оплате. Особенно болезненно это сказалось на небольших аптечных сетях. Люди стали экономить, покупая только самое необходимое, и спрос на продукцию с высокой маржой – БАДы и лечебную косметику сократился.

В результате продажи лекарств снизились на 10%, но за счет роста цен аптеки не смогли компенсировать это падение, так как 36% от их оборота приходится на жизненно важные лекарства, удорожание которых жестко ограничено государством.
Фармацевтический рынок характеризуется высокой конкуренцией – в стране около 50 000 аптек, и аналитики считают, что эта цифра слишком велика.

Единого рецепта относительно выживания в кризис для аптек нет, каждая сеть принимает решение об оптимизации работы самостоятельно. Наиболее очевидный выход – переманить покупателей низкими ценами, увеличив долю рынка. В целях экономии на административных издержках и достижения более взвешенной позиции на переговорах с поставщиками сети создают отраслевые ассоциации. Многие развивают аптеки-дискаунтеры, например, Pharma Distribution Group недавно запустила сеть под названием «Советская аптека», которая сконцентрируется на продаже бюджетных аналогов дорогих лекарств.

Другим выходом из положения может стать оптимизация ассортимента и увеличение объема продаваемой парафармацевтики, наценка на которую выше. Сбалансировать жизненно важные лекарства и БАДы с косметикой сложно, так как торговый оборот по нелекарственной продукции будет небольшим. Продажи косметики не смогут обеспечить безбедное существование, а по прочим нелекарственным продуктам аптеки проигрывают обычным супермаркетам, которые за счет объема получают более низкие закупочные цены.

В качестве дополнительных инструментов повышения рентабельности крупные сети по аналогии с супермаркетами стали внедрять системы бонусов за объем и выплат за маркетинговые услуги для поставщиков. Теперь производитель вынужден оплачивать «вход» на полку. Однако, аптечному рынку с точки зрения развития подобных механизмов далеко до продуктовой розницы.

Многие зарубежные аптеки стараются увеличить выручку с помощью оказания сопутствующих услуг: изготовления рецептурных препаратов, оказания первой помощи, консультаций, вакцинации, утилизации просроченных лекарств. Российские сети также могли бы оказывать несложные медицинские услуги, получив лицензию, но для этого необходимы существенные изменения законодательства.

В текущих условиях самыми прибыльными выступают аптеки, торгующие парафармацевтикой и готовыми лекарствами. В намного более тяжелом положении находятся те, которые производят лекарства и занимаются обслуживанием бесплатных рецептов, поскольку эта деятельность малорентабельна, а государственной поддержки такие аптеки не получают.