Крупнейшие розничные сети наращивают долю рынка


Торговля >> 27.12.2015
Крупнейшие розничные сети наращивают долю рынка

Последние полтора года объем конечного потребительского спроса падал, и в последние месяцы эта тенденция стала особенно заметной, говорится в декабрьском обзоре UBS. Аналитики предсказывают дальнейшее падение реальных доходов граждан в 2016 году, поэтому восстановление спроса в ближайшее время маловероятно.

Доля затрат на продовольствие в бюджетах российских семей достигла 50% из-за увеличения инфляции и снижения доходов. Подобные перемены болезненнее всего воспринимают небольшие розничные компании. Центр конъюнктурных исследований ВШЭ сообщил о падении на 25% продаж и прибыли несетевых магазинов. На фоне плачевной ситуации крупные ритейлеры рекордными темпами нарастили долю рынка. При прогнозируемом падении розничных продаж на 8,5% такое достижение выглядит существенным, меняя ситуацию на рынке.

Россияне стали ощутимо беднее, сохранив, однако, высокие требования к качеству продуктов. Сегодня продавцы вынуждены меняться, следуя предпочтениям потребителей. Например, в этом преуспела X5 Retail Group, расширив свой формат магазинов рядом с домом, на который покупатели активно переключаются. Финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан считает, что в нынешних условиях цена стала основным фактором совершения покупок: из всего ассортимента аналогичной продукции люди покупают товары с самой низкой ценой, а продажи прочих останавливаются. Наблюдая эту тенденцию, ритейлеры расширяют предложение товаров под собственными брендами, которые позволяют покупателям экономить.

Возросшие склонность к экономии и доля затрат на питание заставили крупные сети пересматривать свою стратегию развития, делая выбор между ростом и рентабельностью. По мнению аналитиков «ВТБ Капитала», X5 Retail Group находится в наилучшем положении – у нее крупная доля бизнеса сосредоточена в больших городах. В небольших поселениях существует своя специфика – местные потребители экономят сильнее, и ритейлерам приходится обращать большее внимание на ценовые предложения.

Крупнейшие сети имеют хороший потенциал роста – аналитики ожидают к 2020 году роста совокупной рыночной доли семи компаний до 40%. В 2016 году будет активно проходить процесс освоения новых регионов. Непродовольственная розница вынуждена освобождать торговые площади из-за падения спроса, поэтому продуктовая сможет занять их, продемонстрировав рост даже на формально насыщенных территориях.