Ажиотаж в кредит
Согласно информации газеты «Коммерсантъ», в январе ведущие игроки на рынке потребительского кредитования отметили резкое увеличение спроса. Показатели выдачи POS-кредитов первого месяца года сравнялись со значениями ноября, когда предновогодняя активность покупателей традиционно возрастает. Лидеры рынка, «ХКФ-банк» и «Ренессанс кредит» сообщили о выдаче POS-кредитов в январе 2016 года на общую сумму в 10 млрд рублей. «Альфа-банк» вообще рассчитывает на то, что в январе ноябрьские показатели будут превышены. Эксперты говорят о неожиданной активизации продаж бытовой техники и электроники в кредит, что связано с ослаблением рубля.
Ситуация на рынке сравнима с прошлогодней, но, в отличие от декабря 2014 года, сейчас люди покупают товары с помощью заемных средств, а не на свои сбережения. Ритейлеры отмечают значительный рост спроса на электронику. Например, «Евросеть» отмечает идентичность январских и ноябрьских показателей продаж смартфонов, хотя год назад январские продажи продемонстрировали снижение на 20%.
Участники рынка объясняют подобный феномен несколькими причинами. Так как большинство моделей бытовой техники и электроники импортируются, цены на них растут быстрее прочих промышленных товаров, таких, как одежда или мебель. Многие граждане, имея в виду значительный рост цен, решили совершить покупки заранее. Директор по развитию массового сегмента «Альфа-банка» Дмитрий Жиздюк объясняет изменения в источниках финансирования приобретений снижением реальных доходов и покупательной способности населения. Сегодня люди зачастую не могут полностью расплатиться с продавцом за товар. От необходимости в POS-кредитах не спасает даже массовое истечение сроков депозитов, открытых год назад под высокие процентные ставки. Дополнительную роль сыграло активное продвижение ритейлерами потребительского кредитования. Год назад банковская активность была заморожена из-за декабрьского повышения ключевой ставки ЦБ.
Эксперты указывают, что особой выгоды подобное потребительское поведение не несет. В конце 2014 года тоже наблюдался повышенный спрос на технику. В дальнейшем продавцы не стали полностью перекладывать снижение курса рубля на потребителей, стараясь сохранить долю рынка, и реальное повышение цен оказалось ниже изначально ожидаемого. С начала 2015 года курс рубля снизился к доллару на 41%, а цены за это же время выросли в зависимости от товарного сегмента на 10-40%. В результате люди оказались в условиях снижения доходов с лишними товарами, которые уже было невозможно перепродать по завышенной цене. Часть населения этот опыт не восприняла, и история в январе 2016 года повторяется. Рост спроса на POS-кредиты создает риски не только у людей, но и у банков, которые могут столкнуться с увеличением просроченной задолженности.
«Первый строительный трест» изучает возможность участия в реконструкции Центрального дома кино
«Munz Group» собирается выйти в сегмент косметики с брендом «Salamander»
В Москве открылась обновленная дегустационная кухня от «Пятерочки»
Во флагманской точке Sela в Москве открылось кафе
Бывший немецкий владелец OBI получил от российских юрлиц встречный иск
«Вкусвилл» готовит к запуску сеть пиццерий «Rимляне»
Косметический ритейлер «Подружка» сообщил о проведении ребрендинга
«Вкусвилл» анонсировал запуск сети кофеен «Вместе»
X5 Group начала доставлять в РФ товары из-за рубежа на заказ