В правительстве обсуждают разногласия вокруг изменений в Закон о банкротстве


Законодательство >> 05.10.2015
В правительстве обсуждают разногласия вокруг изменений в Закон о банкротстве

Согласно данным РБК, Минэкономразвития выступило с инициативой, предполагающей внесение изменений в Закон о банкротстве относительно процедур финансового оздоровления и наблюдения. Соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении правительства.

Суть предлагаемых изменений заключается в смещении акцента на оздоровление, а не ликвидацию должников, то есть процедуры банкротства частично заменяются реабилитационными мероприятиями. Данные предложения вызвали критику со стороны бизнес-сообщества и РСПП, так как они расширяют права арбитражных судов и, ущемляя интересы кредиторов, допускают возможность злоупотреблений.

В своем желании внести изменения в процедуры банкротства, российские власти исходят из американского опыта. В США в 2014 году было ликвидировано 27 тыс компаний-банкротов, а реабилитационные процедуры, согласно главе 11 Кодекса о банкротстве, были применены в отношении 8,7 тыс фирм. Подобный подход позволяет должникам продолжить операционную деятельность и провести реструктуризацию долгов.

По словам замглавы Минфина Алексея Моисеева, ведомство считает необходимым изменить законодательство относительно санации предприятий. В США предусмотрена возможность не только распродать имущество предприятия после банкротства, но и, сохранив имущественно-производственный комплекс, передать его новому собственнику. Текущее российское законодательство таких возможностей не предполагает.

РСПП не возражает против применения положительного американского опыта в России, однако отдельные аспекты предложений Минэкономразвития крупный бизнес не устраивают. Согласно законопроекту, арбитражный суд получает функции по принятию решения о дальнейшей судьбе должника, которое должно быть экономически выверенным. При этом защита интересов кредиторов, которые возражают против процедуры финансового оздоровления, остается в компетенции судей, не всегда имеющих знания, достаточные для принятия ответственности за прогнозирование будущего состояния неплатежеспособной компании.

Николай Подгузов, замглавы Минэкономразвития, не соглашается с доводами РСПП. По его мнению, принятие законопроекта сбалансирует интересы должника и кредиторов справедливым образом, когда заявление кредиторов о начале процедуры банкротства и должника о введении финансового оздоровления конкурируют между собой. Кроме того, сегодня процедура наблюдения может длиться более года, а предложения Минэкономразвития позволят ускорить принятие решения о банкротстве, когда должник еще имеет возможность восстановить свое финансовое положение. Суд не сможет ввести процедуру финансового оздоровления, если не будет доказано, что кредиторы получат от этого больше, чем от распродажи имущества банкрота.

Бизнес-сообщество также считает неоправданным увеличение с 2 до 8 лет максимального срока финансового оздоровления, так как оценить изменение платежеспособности должника за столь длительный срок сложно. Однако, по мнению Николая Подгузова, увеличение срока позволит более полно учесть интересы всех крупных и миноритарных кредиторов.

Законопроект при передаче на рассмотрение правительства был согласован всеми заинтересованными ведомствами. Профильные министерства – инициаторы изменений готовы к диалогу с представителями бизнес-сообщества. Алексей Моисеев надеется, что в процессе обсуждения законопроекта удастся найти правильный баланс между интересами должников и кредиторов.