Авиакомпании в пике: предстоят сложные времена
Выступления профильных экспертов и участников отрасли, прозвучавшие на форуме «Транспортная неделя», свидетельствуют о том, что авиаперевозчики готовятся к худшему. Серьезность ситуации подтверждается текущими показателями: темп сокращения числа пассажиров на международных направлениях составил 12%, общий пассажиропоток за 3 квартала почти не поменялся, стабилизировавшись на уровне 80 млн человек. Совокупный убыток участников рынка в первом полугодии составил 28 млрд рублей, увеличившись втрое.
Осень добавила авиакомпаниям проблем – после истории с «Трансаэро» рынок ожидает нового спада, вызванного прекращением перевозок на популярных туристических направлениях. По словам главы Минтранса Максима Соколова, из-за запретов на полеты отрасль может дополнительно потерять до 8 млн клиентов. Общая экономическая ситуация также не добавляет оптимизма. Например, по информации руководителя «Уральских авиалиний» Сергея Скуратова, компания теряет по 250 млн рублей ежемесячно только в связи с превышением фактического роста курса доллара над изначально запланированным.
Воздушные гавани также готовятся к убыткам: по информации Дениса Нуждина, заместителя директора аэропорта «Домодедово», полеты в Турцию, Египет и на Украину занимали 20% в общем объеме перевозок. Из-за сокращения рынка потенциальные потери московского авиаузла могут достичь 4,7 млрд рублей в год.
«Аэрофлот» прогнозирует, что мобильность населения России до 2025 года будет оставаться на низком уровне – менее 1 поездки в год на человека. Сравнимый показатель в США и Европейских странах составляет 1,2-1,6 поездки. В этих условиях наиболее оптимистичным сценарием развития ситуации представляется сохранение спроса на неизменном уровне. Более вероятным будет падение на 10%. На первый план выйдет проблема избыточного авиапарка, которая обострится при реализации самолетов «Трансаэро» и выходе чартерных перевозчиков на внутренние направления. Ситуация с падением спроса усугубляется ростом цен на перелеты. Например, «Аэрофлот» нарастил внутрироссийские тарифы на 8%.
Минтранс видит решение многочисленных проблем авиаперевозчиков в поиске альтернативных маршрутов с учетом финансового положения потенциальных пассажиров. Авиакомпании считают, что такие меры не позволят компенсировать потерю трех популярных направлений. В качестве дополнительной меры они просят обнуления НДС на внутренние перевозки. Прошедшее сокращение налога на 8% уже позволило авиакомпаниям сэкономить в 3 квартале 7,5 млрд рублей.
Ослабление налогового бремени – единственная реальная перспектива для авиакомпаний, считает Олег Пантелеев, исполнительный директор «Авиапорта». Других мер, способных исправить ситуацию, отрасль предложить не может. Эффект от снижения налогов будет временным, он будет нивелирован возросшей конкуренцией и продолжающимся ростом издержек.
Столичные власти объявили тендеры на детские площадки и лавочки для масштабных работ по благоустройству
Принадлежащая «Магниту» сеть В1 начала работать за пределами Московского региона
«R4S Group» приобрела земельный участок сооснователя «Podium Market» на Рублево-Успенском шоссе
В Минпромторге объяснили решение об оспаривании прав X5 Group
Бутики Fendi и Hermes в ГУМе окончательно закрылись
На «Яндекс Маркете» появились гардеробы и кухни под СТМ Pragma
Ozon позволил бизнесу торговать в маркетплейсе свежими продуктами
Китайский бренд электроники «TCL» собирается открыть сеть магазинов в России
Сервис «Обед.ру» перешел под контроль «Вкусвилла»