Ажиотаж в кредит
Согласно информации газеты «Коммерсантъ», в январе ведущие игроки на рынке потребительского кредитования отметили резкое увеличение спроса. Показатели выдачи POS-кредитов первого месяца года сравнялись со значениями ноября, когда предновогодняя активность покупателей традиционно возрастает. Лидеры рынка, «ХКФ-банк» и «Ренессанс кредит» сообщили о выдаче POS-кредитов в январе 2016 года на общую сумму в 10 млрд рублей. «Альфа-банк» вообще рассчитывает на то, что в январе ноябрьские показатели будут превышены. Эксперты говорят о неожиданной активизации продаж бытовой техники и электроники в кредит, что связано с ослаблением рубля.
Ситуация на рынке сравнима с прошлогодней, но, в отличие от декабря 2014 года, сейчас люди покупают товары с помощью заемных средств, а не на свои сбережения. Ритейлеры отмечают значительный рост спроса на электронику. Например, «Евросеть» отмечает идентичность январских и ноябрьских показателей продаж смартфонов, хотя год назад январские продажи продемонстрировали снижение на 20%.
Участники рынка объясняют подобный феномен несколькими причинами. Так как большинство моделей бытовой техники и электроники импортируются, цены на них растут быстрее прочих промышленных товаров, таких, как одежда или мебель. Многие граждане, имея в виду значительный рост цен, решили совершить покупки заранее. Директор по развитию массового сегмента «Альфа-банка» Дмитрий Жиздюк объясняет изменения в источниках финансирования приобретений снижением реальных доходов и покупательной способности населения. Сегодня люди зачастую не могут полностью расплатиться с продавцом за товар. От необходимости в POS-кредитах не спасает даже массовое истечение сроков депозитов, открытых год назад под высокие процентные ставки. Дополнительную роль сыграло активное продвижение ритейлерами потребительского кредитования. Год назад банковская активность была заморожена из-за декабрьского повышения ключевой ставки ЦБ.
Эксперты указывают, что особой выгоды подобное потребительское поведение не несет. В конце 2014 года тоже наблюдался повышенный спрос на технику. В дальнейшем продавцы не стали полностью перекладывать снижение курса рубля на потребителей, стараясь сохранить долю рынка, и реальное повышение цен оказалось ниже изначально ожидаемого. С начала 2015 года курс рубля снизился к доллару на 41%, а цены за это же время выросли в зависимости от товарного сегмента на 10-40%. В результате люди оказались в условиях снижения доходов с лишними товарами, которые уже было невозможно перепродать по завышенной цене. Часть населения этот опыт не восприняла, и история в январе 2016 года повторяется. Рост спроса на POS-кредиты создает риски не только у людей, но и у банков, которые могут столкнуться с увеличением просроченной задолженности.
Столичные власти объявили тендеры на детские площадки и лавочки для масштабных работ по благоустройству
Принадлежащая «Магниту» сеть В1 начала работать за пределами Московского региона
«R4S Group» приобрела земельный участок сооснователя «Podium Market» на Рублево-Успенском шоссе
В Минпромторге объяснили решение об оспаривании прав X5 Group
Москва получит в управление инфраструктуру «Сколково»
Бутики Fendi и Hermes в ГУМе окончательно закрылись
На «Яндекс Маркете» появились гардеробы и кухни под СТМ Pragma
Ozon позволил бизнесу торговать в маркетплейсе свежими продуктами
Китайский бренд электроники «TCL» собирается открыть сеть магазинов в России