Интеллект. Определение, его измерение

Торговля >> 09.11.2021
Интеллект. Определение, его измерение

В 1990-х годах Wall Street Journal опубликовал мнение нескольких десятков признанных ученых о том, что такое интеллект. По их словам, он проявляется в способности планировать и решать проблемы, рассуждать и делать выводы, а также использовать предыдущий опыт. Также он определяет способность приспосабливаться к внешним условиям. Существует очень широкий спектр навыков и качеств.

1. Иерархическая теория интеллекта Кеттелла

Тем не менее, исследователи по-прежнему расходятся во мнении о том, как устроен интеллект. Итак - каковы его составляющие, какие бывают типы интеллекта и как их измерить. Одна из самых известных концепций - так называемая Иерархическая теория интеллекта Кеттелла, она делит общий интеллект на текучий и кристаллизованный.

2. Текучий интеллект

Это часть интеллекта, которая во многом определяется биологическими факторами, то есть наследственными, врожденными. Она больше связана с эффективностью мозга - например с качеством и скоростью передачи нервных импульсов между нейронами (нервными клетками). Этому нельзя научиться. Текучий интеллект проявляется в скорости или резкости мыслительных процессов, замечая различные связи между отдельными явлениями или объектами.

Этот компонент интеллекта встречается в популярных тестах на IQ в Интернете? к примеру на сайте iq-global-test.com. Например картинки или матрицы, где нужно найти недостающий элемент, чтобы все логически согласовалось. Здесь проверяется способность выводить связи.

3. Кристаллизованный интеллект

Это «обучаемый» с помощью опыта и знаний интеллект, он развивается в течение жизни. То есть это общие, школьные и специальные знания - связанные с областью обучения или профессии, но также и с жизненным опытом.

Кристаллизованный интеллект измеряется тестами знаний, полученных в основном в школе, например, что такое планета, что является частью солнечной системы. Также его проверяют вопросами, касающимися социальных знаний - например, почему нужно платить налоги?

Два типа интеллекта не являются полностью независимыми. Чем лучше текучий, тем легче учиться и получать знания, поэтому кристаллизованный тоже становится лучше. К тому же подвижный интеллект - т.к. он связан с работой нашего мозга - уже после 30–40 лет жизни становится немного менее продуктивным. Мозг стареет (уменьшается как количество нейронов, так и эффективность передачи информации между нейронами, то есть эффективность ассоциации). Однако это компенсируется кристаллизованным интеллектом, который может расти до конца жизни. Если, конечно, не “уступать” этой жизни. Кристаллизованный интеллект помогает быть в форме в среднем возрасте.

4. Тесты на IQ

Тесты на IQ не могут сказать всего об интеллектуальном потенциале. Кроме того, определение чьего-либо интеллектуального уровня связано с навешиванием ярлыков. Срабатывает механизм самоисполняющегося пророчества. Например, предполагается, что коэффициент интеллекта выше, а в тесте он немного ниже, от этого может измениться восприятие и последующие действия. Ученые, занимающиеся исследованием интеллекта, предупреждают, что необходима большая диагностическая скромность. Уровень интеллекта определяется на основе исследования истории жизни, опыта и деятельности. Поэтому диагностика должна также включать и подчеркивать сильные стороны обследуемого человека, а не только слабые.

5. Преимущества тестов IQ

Исследования показывают, что результаты, полученные в тестах IQ, позволяют прогнозировать такие аспекты функционирования, как, например, школьные достижения, выбор профессии и профессиональные достижения. Они могут предсказать школьные оценки ребенка или вероятность того, что он бросит школу в какой-то момент жизни.

Однако важен и социально-экономический статус респондента , то есть место на социальной лестнице: уровень образования родителей, достаток семейного кошелька. Риск бросить школу выше у учащихся с низким уровнем интеллекта и в то же время выходцев из семей с низким социально-экономическим статусом, по сравнению с ситуацией, когда присутствует только один из описанных факторов.

6. Новые исследования в области IQ

Более поздние исследования показывают, что связь между IQ и успеваемостью в школе начинает снижаться у более молодого поколения. Это означает, что интеллект и знания - не единственные факторы, определяющие школьный (и не только) успех. Важны иные факторы, то есть социальные компетенции (эмоциональный интеллект). Для чего нужен высокий IQ, если нет возможности оказаться среди людей? Исследования показывают, что иногда чрезвычайно умные дети могут быть очень одинокими в социальном плане. Они совершенно не вписываются в школьный класс, что отрицательно сказывается на их успеваемости. Несмотря на свой высокий IQ, как это ни парадоксально, они могут не получить выдающиеся оценки, потому что плохо функционируют в группе. Стресс, связанный с тем фактом, что они чувствуют себя отвергнутыми сверстниками, влияет на то, насколько эффективно они участвуют в обучении.

Высокого IQ недостаточно, если не хватает социальных компетенций, которые позволяют хорошо себя чувствовать в жизни и среди людей.

7. Когда стоит делать тест на интеллект?

Часто тесты на IQ обычно проводят в кабинетах психолога или школьных и педагогических консультационных центрах (например, когда у ребенка нет хорошей динамики обучения, у него возникают проблемы). Иногда тест на IQ хорошо работает при приеме на работу специалистов. Он покажет будущий уровень качества работы. Видимо, это лучший показатель, чем тесты профессиональных знаний или образцы работы или даже годы обучения.

Но с другой стороны, да, высокий IQ - это надежная основа для выполнения конкретных работ, особенно более сложных и ответственных, однако он не может заменить образование, приобретенную профессиональную квалификацию или опыт. Можно быть очень умным человеком, но без опыта, что затрудняет поиск работы. Конечно, с высоким IQ учишься быстрее, но не обязательно быть лучшими сотрудниками. С другой стороны, IQ - это топливо для быстрого повышения квалификации.

8. Как узнать свой IQ?

Только в кабинетах психологов. Такие тесты могут использоваться только ими, и они не могут быть доступны в Интернете. Не стоит делать бесплатные тесты IQ из Интернета, потому что они непрофессиональные, это скорее психологические забавы.

Психологические тесты должны соответствовать ряду требований:

  • они должны быть объективными, т.е. давать идентичные результаты, независимо от того, кто тестирует - влияние исследователя должно быть исключено
  • должны быть стандартизированы - обеспечивать идентичные условия тестирования (сравните тихую комнату с местом, где бегают несколько детей). Поэтому такие тесты имеют очень подробные инструкции, как их проводить
  • должны быть точными и надежными - точно измерять то, что они должны измерять, и обеспечивать повторяемость результата независимо от того, кто и когда проводит тест должны иметь стандарты, которые позволят оценить интеллект обследуемого на фоне его референтной группы (например, людей определенного возраста) за ними должны быть специальные статистические процедуры, позволяющие оценить количество ошибок, которые психолог может допустить при интерпретации результатов данного теста
  • должны быть результатом обширной предыдущей исследовательской работы. Вот почему настоящие тесты защищены авторским правом. Только эти тесты заслуживают доверия и авторитетны.

9. Стандарты тестов на уровень интеллекта

Стандарты тестов на IQ помогают оценить интеллект по отношению к населению: пол, возраст - потому что интеллект меняется с возрастом. Например, необработанная оценка (сумма баллов, полученных за выполнение отдельных заданий) в тесте на интеллект в 125 баллов для двадцатипятилетнего - не то же самое, что для восьмидесятилетнего. Следовательно, необходимо с помощью специальных статистических процедур перевести исходные баллы, полученные людьми разных возрастных групп, в одну общую шкалу IQ, чтобы они были сопоставимы друг с другом.

Кроме того, тесты интеллекта необходимо время от времени обновлять и адаптировать к происходящим культурным изменениям. Некоторая информация может устареть. Например, в детском тесте до недавнего времени был вопос: для чего нужна почтовая марка? В эпоху электронной почты дети могут больше не знать об этом. В результате они могли искусственно занизить результат теста, поэтому вопрос пришлось снять, создав улучшенную версию теста.

10. Как повысить IQ?

Человек рождается с определенным интеллектуальным потенциалом, и он может только помочь себе приблизиться к максимальному потенциалу. Не стоит питать иллюзий, что правильно питаясь или разгадывая кроссворды можно стать Эйнштейном. Если не достаточно подвижного интеллекта - это невозможно.

Однако забота о себе всегда полезна для интеллекта. Баланс липидов и сахара в организме напрямую влияет на работу мозга. Он ценит омега-3 жирные кислоты (их источник - жирная морская рыба, водоросли) и сбалансированное поступление питательных веществ с помощью здорового питания.

На интеллект также положительно влияет движение, потому что оно помогает минимизировать воздействие сильного (деструктивного) стресса, замедляющего работу нашего мозга. Тогда терпят неудачу когнитивные процессы, лежащие в основе интеллекта: рабочая память и концентрация внимания.

Однако хороший стресс, связанный с переменами, и, следовательно, выход из зоны комфорта, помогает повысить IQ. Он активирует новые нейропластические процессы в головном мозге. Именно поэтому стоит брать жизнь за рога, искать новых впечатлений, не боясь испытаний.

11. Шкала IQ

По шкале IQ средний балл составляет 100, а стандартное отклонение - 15. Таким образом, оценка от 85 до 115 является средней, от 115 до 145 - высокой, выше 145 - очень высокой. IQ Альберта Эйнштейна был 160!

IQ в результате теста интеллекта - это лишь один определенный показатель интеллекта.








245da96e3aff69d4