Активность застройщиков торговой недвижимости смещается из столицы в регионы


Активность застройщиков торговой недвижимости смещается из столицы в регионы

«Knight Frank» прогнозирует, что 2016 год станет для России рекордным по объемам введения в эксплуатацию новых торговых площадей – чуть меньше 3 млн кв метров. Региональные торговые центры обеспечат более 60% этих площадей. Эксперты по недвижимости при проведении расчетов принимали во внимание только уже заявленные объекты, находящиеся в активной фазе строительства. Другие компании, «JLL» и «CBRE», не разделяют подобного оптимизма, полагая, что девелоперы реально введут намного меньше заявленного объема.

Сейчас период проведения строительных работ увеличился, поскольку банки перед выдачей заемных средств требуют предъявления подписанных договоров аренды, а будущие арендаторы не торопятся с их заключением до начала активной фазы строительства. Руководитель отдела аренды «JLL» Татьяна Мальянова утверждает, что большинство торговых центров, которые планируется ввести в эксплуатацию в 2016 году, должны были открыться намного раньше. Тренд на достройку уже начатых объектов и снижение числа новых в обозримой перспективе сохранится. Тем не менее, прогнозируемый объем введенных торговых площадей превышает показатель прошлого года почти в 2 раза.

Регионы показывают бурный рост: за истекшее 1 полугодие крупные города получили 18 новых торговых центров совокупной площадью более 500 тыс кв метров, крупнейшим из которых является «Мега Гринн» в Курске. При сохранении такой же динамики общее предложение в стране превысит 40 млн кв метров, 60% из которых придется на региональные города.

Еще десятилетие назад количество торговых площадей в Москве и регионах было примерно равным. Сейчас столичный рынок перенасыщен, на 1 тыс человек приходится более 400 кв метров торговой недвижимости, что двукратно превышает показатель восьмилетней давности. Поэтому в пределах ТТК до 2020 года появится всего один новый торговый центр – «Oz Mall». Потенциал регионов мог бы быть еще выше, однако девелоперам бывает сложно заинтересовать ритейлеров, а потенциальные арендаторы зачастую не наблюдают активности в возведении торговой недвижимости и не торопятся проявлять повышенный спрос. Дополнительное влияние на эту ситуацию оказывает стагнация розничной торговли, вызванная экономическим кризисом.






245da96e3aff69d4