ЦБ попытается защитить клиентов банков от навязывания услуг специальными паспортами


ЦБ попытается защитить клиентов банков от навязывания услуг специальными паспортами

Регулятор предложил ужесточить правила продажи небанковских продуктов и услуг. Кредитным организациям придется в письменной форме излагать клиентам преимущества и риски вложений, указано в законопроекте. В Банке России отметили, что работа над проектом продолжается, и он вскоре будет принят.

Поправки предусматривают внедрение паспортов или ключевых информационных документов (КИД), раскрывающих сущность финансового инструмента, риски, порядок осуществления инвестиций, данные о комиссиях. Подобный документ должен быть предоставлен клиенту до подписания договора. ЦБ впервые заговорил об этой концепции еще летом.

Положения законопроекта распространяются не только на банки, но и на страховщиков, НПФ, МФО и брокеров. Все участники рынка, помимо банков, уже выдают клиентам информацию о сложных финансовых инструментах, за выполнением этого требования следят профильные СРО. В банковской сфере СРО пока нет, поэтому ЦБ намерен усилить контроль за кредитными организациями после принятия законопроекта. Наказания для участников рынка, вводящих клиентов в заблуждение, в документе не ограничиваются.

Основные параметры КИД уже разработаны, сейчас идет работа над деталями. Паспорта предполагается создать для всех финансовых продуктов. Они будут различаться по цвету в зависимости от сложности, чтобы клиент мог быстро сориентироваться.

Вице-президент АРБ Олег Скворцов признает наличие серьезных проблем с некорректными продажами страховок, юридических услуг, телемедицины, разных инвестиционных продуктов. За 9 месяцев текущего года через банки было продано свыше 51% страховых продуктов, они заработали не комиссиях почти 100 млрд рублей.






245da96e3aff69d4